суббота

Влияние Древнего Египта на историю архитектуры и дизайна.

На рубеже V—IV тысячелетий до н. э. благоприятные экономические и природные условия, сложившиеся в долине Нила, способствовали появлению первого в древнем мире классового рабовладельческого государства – Древнего Египта. Здесь мы впервые встречаемся с развитым стилем, ставшим источником европейских стилей архитектуры и интерьерного дизайна.

Египетское искусство, как и общественная жизнь этой страны, отличалось строгостью и упорядоченностью. Оно развивалось под сильным влиянием древнего религиозного мировоззрения. Египтяне верили в загробную жизнь, и поэтому в могилу умершего клали все, что могло ему понадобиться в потустороннем мире. Благодаря такому культу захоронения, пирамидам и гробницам, а также сухому климату Египта до нас дошло в полной сохранности много замечательных памятников культуры.

Читать далее:


Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели. В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее внимание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля. Обелиски, сфинксы, цветы лотоса и папируса превратились в декор французской мебели Ж.Жакоба, севрского фарфора, бронзовых изделий мастерской П.-Ф.Томира, архитектурных проектов Ш.Персье и П.Фонтена. Еще ранее, в 1770-х гг., черную «базальтовую» глинокаменную массу, созданную английским керамистом Дж. Веджвудом, назвали «египетской».
Ф.О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло. Мебель в стиле жакоб изготавливалась из красного дерева и украшалась фигурными накладками из латуни.
Жакоб. Кресло украшенное резьбой с позолотой. 1780-е гг. Музей декоративных искусств. Париж.
"Египетский сервиз" изготовлен по заказу Наполеона на Севрском фарфоровом заводе и подарен им после заключения Тильзитского мира русскому императору Александру I в 1808 г. Он состоял примерно из 160 предметов и сопровождался подробным планом по расстановке настольных украшений.
Источником сюжетов для росписи сервиза послужило «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту», (Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte), изданное в 1802 году участником Египетского похода Наполеона Бонапарта, дипломатом, писателем и художником бароном Виваном-Домеником Деноно.
Благодаря фарфоровой основе севрским мастерам удалось придать гравюрам Денона теплые оттенки серого и коричневого цветов, характерные для природных материалов – известняка и гранита. Так, роспись на мороженице, выполненная в тоне en gris sur fond grege («серого на фоне необработанного шелка»), создает имитацию подлинного барельефа в храме Карнак.
«Все вещи этого сервиза детально сделаны с памятников, ваз или иероглифических фигур, существующих в Египте: все золотые орнаменты на тарелках и на больших вещах, все иероглифы, выгравированные на предметах настольного украшения, являются точными копиями с египетских иероглифов. Никакой из орнаментов не является придуманным», – писал автор сервиза Броньяр в сопроводительном письме.

Отдельные предметы "Египетского сервиза": тарелка, ваза, бутылочная передача. Из собрания Государственного музея керамики в Кускове.
Элементы «египетского стиля» использовались в Европе и Северной Америке в период Второго Ампира и на протяжении всего XIX в. в русле романтического мышления периода Историзма.


Фасад Египетского зала на Пикадилли. 1815 г. Лондон.

Открытие Египетского зала на Пикадилли в 1812 г. вызвало всеобщий интерес англичан. Здание было построено по заказу Уильяма Баллока, как музей для размещения его коллекции египетских древностей. Это первая английская постройка египетском стиле. Идея его дизайна навеяна успехом Египетской комнаты в доме Томаса Хоупа на Дучес стрит, который был открыт для публики, а внутреннее убранство проиллюстрировано в книге Хоупа Household Furniture and Interior Decoration (London, 1807). В 1905 году здание было снесено, а на его месте построены жилые дома и офисы.

Интерьер главного зала был обновлен JB Papworth, Египетский зал, 1819.

В западных столицах стали появляться древние египетские памятники. В 1836 г. площадь Согласия в Париже украсил 23-метровый луксорский обелиск, подаренный Франции Мухаммедом Али. По случаю открытия Суэцкого канала в 1869 г. хедив Исмаил преподнес в дар Соединенным Штатам обелиск, который был установлен в Центральном парке Нью-Йорка в 1881 г.

Луксорский обелиск на площади Согласия в Париже. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента – примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита. Высота его – 23 метра, вес – 230 тонн. С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов Рамзеса II и Рамзеса III.

Египетский стиль возродился в предметах интерьера и в архитектуре Модерна и Ар-Деко рубежа XIX-XX веков. Уникальное для русского искусства первой трети XIX в. соединение Классицизма и Романтизма создало предпосылки для развития «египетского стиля» в классицистической архитектуре Петербурга.


1. 2.
1. Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербург. 2. Здание Красноярского Краеведческого музея построеного в 1889 г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails