Романский стиль в интерьере

Романский стиль интерьера
Романский стиль господствовал в Европе почти 400 лет. Свое название он получил в XIX веке благодаря его римским элементам, однако это название обманчиво. Романское искусство черпало силы из нескольких источников: из античных и ранних христианских форм, из восточных, и в первую очередь византийских, элементов, а также из искусства варварских народов (германских и северных). Романский стиль возник в южных провинциях Франции на базе прекрасных памятников римской культуры. В Англии он распространился в X веке, англичане называли его англосаксонским, а после норманского завоевания (1066 год) — норманским стилем. Этот стиль процветал до конца XII столетия.

Для романской культуры характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность. Чтобы познакомиться с жилищем и мебелью средневековья, следует остановиться на обстановке крепостных замков и церквей. 

Вот как описывает англосаксонский дом В. Скотт в своем романе «Айвенго»:
«Это было огромное, неуклюжее здание с несколькими внутренними дворами и оградами. Его размеры указывали на богатство хозяина, однако оно резко отличалось от высоких, обнесённых каменными стенами и защищённых зубчатыми башнями замков, где жили норманские дворяне...

В те смутные времена ни одно поместье не могло обойтись без укреплений, иначе оно немедленно было бы разграблено и сожжено. Вокруг всей усадьбы шёл глубокий ров, наполненный водой из соседней речки. По обеим сторонам этого рва проходил двойной частокол из заострённых брёвен... С западной стороны в наружной ограде были сделаны ворота; подъёмный мост вёл от них к воротам внутренней ограды. Особые выступы по бокам ворот давали возможность обстреливать противника перекрёстным огнём из луков и пращей.

Центром дома был пиршественный зал с очагом, просторное, но низкое помещение, служившее гостиной и столовой. Комнату ничто не отделяло от неба, кроме крыши, крытой тёсом и тростником и поддерживаемой крепкими стропилами и перекладинами. В противоположных концах зала находились огромные очаги, их трубы были устроены так плохо, что большая часть дыма оставалась в помещении. От постоянной копоти бревенчатые стропила и перекладины под крышей были густо покрыты глянцевитой коркой сажи, как чёрным лаком. По стенам висели различные принадлежности охоты и боевого вооружения, а в углах зала были створчатые двери, которые вели в другие комнаты обширного дома.

Вся обстановка отличалась суровой саксонской простотой. Пол был сделан из глины с известью, сбитой в плотную массу. В одном конце зала пол был немного приподнят; на этом месте могли сидеть только старшие члены семейства и наиболее уважаемые гости. Поперёк помоста стоял стол, сколоченном из грубых, плохо оструганных досок и покрытый дорогой красной скатертью; от середины его вдоль нижней части зала тянулся другой, предназначенный для трапез домашней челяди и простолюдинов. Вокруг главного стола на помосте стояли крепкие стулья и кресла из резного дуба. Над помостом был устроен суконный балдахин, который до некоторой степени защищал сидевших там важных лиц от дождя, пробивавшегося сквозь плохую крышу.

Возле помоста на стенах висели пёстрые, с грубым рисунком, драпировки, а пол был устлан таким же ярким ковром. Над длинным нижним столом, как мы уже говорили, совсем не было никакого потолка, не было ни балдахина, ни драпировок на грубо выбеленных стенах, ни ковра на глиняном полу; вместо стульев тянулись массивные скамьи.

У середины верхнего стола стояли два кресла повыше остальных, предназначавшиеся для хозяйки и хозяина, которые присутствовали и возглавляли все трапезы. К каждому из этих кресел была подставлена скамеечка для ног, украшенная резьбой и узором из слоновой кости, что указывало на особое отличие тех, кому они принадлежали.»

Спальни уже начали устраивать отдельные, но только для хозяев и почетных гостей. Стены завешивались вышивками и гобеленами, чтобы защитить помещение от сквозняков. Убранство комнат было богатым и даже изящным, но комфорта не было. Кровати были очень широкими, и хозяева часто спали на них вместе с гостями. Такая практика диктовалась не только необходимостью проявить уважение, но и практическими соображениями - в каменных домах, лишенных системы отопления, спящие в постели согревали друг друга. Пологи и балдахины над постелью также служили целью защиты от холода. 

В крепостях нормандских феодалов для жилья оборудовали т. н. жилые башни - донжоны. Основным помещением их был высокий полутемный зал с камином или очагом, огражденный каменными стенами, изобилующий колоннами и фресками, и тем не менее остающийся холодным неприветливым помещением, которое зимой с трудом можно было прогреть. Несколько позднее появляется деревянная обшивка стен и окрашенные в разные цвета потолочные балки. Пол выложен керамическими плитками и покрыт коврами, но это могли себе позволить только достаточно богатые люди.
 Реконструкция нормандской крепости.
Мебель для хранения (шкафы и сундуки) изготавливалась из необработанных толстых досок, скрепленных накладками из кованого железа, рамочно-филеночная вязка еще не была освоена. Использование кованых железных накладок для декоративных целей было новым элементом, пришедшим из Франции, до тех пор их нигде не применяли. В поздней романской мебели появляются формы выражения, характерные для последующих стилей: первые признаки архитектурного членения — колонны, аркады, профильные карнизы.

Сундук в средневековье был универсальной мебелью, он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сидения, даже дорожным чемоданом. Более высокие сундуки с короткими ножками и дверками стали прообразом современного шкафа.

Мебелью для сидения в это время почти не пользовались. Сидели на низких скамьях, стоящих вдоль стен, или на сундуках, только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Стул в большинстве случаев имел подставку для ног, чтобы не надо было ставить ноги на холодные каменные плиты.
В этот период мебель для сидения довольно неудобна и тяжеловесна, что объясняется в основном точеными ножками и прямыми спинками. Наиболее распространенной формой, заимствованной из античности, является складной стул. Кроме того, встречаются громоздкие кресла с сиденьем в форме ящика и скамьи дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались так же, как и стулья. Наряду со стульями на четырех ножках пользовались и стульями на трех ножках.

Столы имеют очень простую брусочно-дощатую конструкцию: иногда это просто широкая съемная доска на двух козлах, чтобы можно было при необходимости разобрать после трапезы. О форме ножек трудно судить, т.к. на рисунках стол всегда покрыт низко свисающей белой скатертью. Для церквей столы делались и из камня.

В средневековье большее значение приобретают кровати. Их формы, созданные на основе византийских образцов, претерпели дальнейшие изменения: характерная конструкция — рама на точеных ножках, окруженная низкой решеткой. Позднее, начиная с XII века, под влиянием восточной шатровой конструкции, стали применять кровати с балдахином, которые укрепляли сознание безопасности. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас.

К декоративным элементам мебели относятся кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты. Используют многочисленные растительные мотивы: стилизованные листья, гроздья, вьющиеся растения; мотивы с фигурами людей и животных, мистических чудовищ; геометрические элементы; формы наподобие меандра, зигзагообразные линии и плетения. Орнаменты применялись бессистемно, часто без соблюдения гармоничных пропорций и органической взаимосвязи.

Романский стиль возник на базе византийского, варварского и восточного влияний, с их простыми и грубыми формами и красками. На имеющихся изображениях мебели все стилизовано и неподвижно, однако не лишено выразительного декоративного характера. Конечно, этот стиль вряд ли может служить образцом при оформлении современного интерьера. Но тем не менее, его элементы испольщуются при стилизации общественных интерьеров — кафе, ресторанов, отелей. В частном интерьере мебель в романском стиле можно встретить в оформлении охотничьих комнат, кабинетов, библиотек, столовых.

По материалам книги А.Кес Стили мебели (1981)

Подпишись на обновления!

Комментарии

Популярные сообщения